Загадки Дарницы: изучаем вместе историю названий Ул.Александра Кошица | Дарниця.org

Загадки Дарницы: изучаем вместе историю названий Ул.Александра Кошица

Улица Александра Кошица пролегает  от улицы Ревуцкого до улицы Драгоманова. Возникла она  в 80-е годы. 20 в. под названием улица Новая. Интересно, что на протяжении 1989-1991 гг.  она носила имя поэтессы Анны Ахматовой. А свое современное название  получила в 1991 году  в честь украинского композитора А.А.Кошица. 

По традиции, мы решили спросить у дарничан об Александре Кошице. Знают ли жители, в честь кого названа  эта улица. 

Александр Кошиц - выдающийся украинский композитор, дирижер, ученый этнограф-фольклорист, педагог, основатель и руководитель Украинской республиканской капеллы.

 Родился Александр Антонович в 1875 году на Киевщине в  с.Ромашки в семье священника Автина(Антона) Игнатьевича Кошица и Евдокии Михайловны (из рода Маяковских). В 9 лет  отец отдал его в Богуславскую бурсу. Во время учебы Александра и потянуло к музыке. В 1890 году он перевелся в Киевскую духовную семинарию, которую окончил с отличием. Получив в 1901 году диплом Киевской духовной академии и ученую степень кандидата богословия, Кошиц вопреки семейным традициям идет работать на сахарный завод, а также преподавать. В 1902 году едет в Ставрополь, что на Кубани, где работает учителем Духовной женской гимназии, а затем преподавателем истории в учительском институте.

Интересный факт об Александре Кошице: он записал от депортированных из Украины казаков более 500 народных песен, упорядочив десять тетрадей. Эта работа была удостоена Золотой медали. Но, к сожалению, все эти тетради вскоре бесследно исчезли. Только две из них удалось разыскать - одну в Краснодаре, а вторую - в архиве Александра Кошица в Виннипеге (Канада).

В 1904 году Александр Кошиц возвращается с Кубани в Киев, где работает сначала в Учительской семинарии, Второй женской духовной, и Первой коммерческой школах, а впоследствии - в музыкально-драматическом институте Николая Лысенко, где ведет класс хорового пения и одновременно учится в классе композиции хорового пения профессора Любомирского, становится директором и одновременно дирижером общества «Боян», основанного Н. Лысенко.

С 1909 года А.Кошиц руководит хором студентов Киевского университета, с которым объездил чуть ли не всю Украину, с 1911 ведет класс хорового пения, через год он - капельмейстер и дирижер театра Николая Садовского.

С 1916 года А.Кошиц - дирижер и главный хормейстер Киевской оперы, а уже через год Центральная Рада избирает его музыкальным представителем Театрального и музыкального Комитета, позднее - председателем Музыкального отдела Министерства образования Украины.

В 1919 году, по поручению Председателя Директории Симона Петлюры и Минобразования УНР, для пропаганды национального музыкального искусства А.Кошиц срочно организует Украинскую республиканскую капеллу и уезжает в большое гастрольное турне по странам Европы, а затем - Северной и Южной Америки. С тех пор и началась слава малоизвестного еще дирижера и, таким образом, слава украинской песни.

Во времена советской власти он, как и тысячи украинцев, которые волей судьбы оказались за рубежом, был зачислен в число так называемых буржуазных националистов, предателей и врагов народа. Его имя запрещалось упоминать, а его замечательные произведения - выполнять, и таким образом наше хоровое искусство, наша культура понесла огромные потери, потому что целый ее пласт было вырвано на десятки лет.

Вернуться в Украину А.Кошицу  вместе с хором не удалось.

Свой земной путь  Маэстро закончил в 1944 году в Виннипеге (Канада)

Александр Кошиц всю свою жизнь, несмотря на сложные и противоречивые времена, пропагандировал украинскую музыку, он был поистине гениальным дирижером и композитором, имя которого, к сожалению, больше знают за рубежом, чем на Родине, в которую он так страстно желал вернуться…

*** 

Поскольку на улице Кошица расположена Дарницкая райгосадминистрация, мы решили разузнать у сотрудников РГА, знают ли они, кто такой А.Кошица.

Нам удалось взять интервью у начальника  управления культуры,  туризма и охраныкультурногонаследияДарницкойрайоннойв г.Киевегосадминистрации Лузи Юрия Константиновича. 

Также помимо биографии интересной оказалась история самого рода Кошица. Оказывается, этот род причастен к становлению гения Тараса Шевченка!

Александр Антонович, будучи на чужбине, писал свои «Воспоминания» - 2-томник, в котором  описывал также и историю своего рода.  Его сведения касались происхождения Кошицей и их герба «Порай».

Кошиц связывал их с господствующими родами Европы, он писал о савойских князьях Розиней с Косцина, которых считал родственниками Гедымина и предками Кошицей.

Потомки обеих ветвей достигали достойной позиции в офицерском корпусе, среди чиновничества и духовенства Русской империи. Проживали Кошици преимущественно на Киевщине, в частности, в Киеве

Интересно, что обе наиболее известные священнические семьи Кошицей были связаны с шевченковскими местами и самим Тарасом Григорьевичем. В первую очередь стоит вспомнить отца Григория Кошица (сын отца Ивана) - выпускника Киевской духовной академии. 25 декабря в 1818 г. его рукоположили в священники для церкви св. Иоанна Богослова в селе Кирилловка Звенигородского уезда. Так связала судьба отца Григория и его семью с кириловскими Шевченками. Шла речь не только о традиционных отношениях между священником и парафиянами. Известно, что в 1827 г. маленький Тарас батрачил у отца Кошица, а кроме того их связывала и школа. Когда в сентябре в 1845 г. Тарас Шевченко (уже не крестьянин, а столичный интеллигент) по приглашению гостевал у Григория Ивановича, то расспрашивал его о своих школьных товарищах.

В 1845 г. о. Григорий принадлежал к наиболее уважаемым местным священникам. В 1832-1838 гг. он был духовным депутатом, а затем  до 1842 г. - благочинным 1-й части благодеяния и сотрудником Киевского попечительства о бедных духовного звания. Из его детей значительный след в судьбе Тараса Шевченко оставила Феодосия, в которую тот влюбился (в 1845 г. ей было 17 лет). Однако им не суждено было быть вместе. Как известно, Тарас Григорьевич так и не женился. Такая же судьба постигла и Феодосию. Она жила при родителях, потом при брате Алексее, который 1858 г. заменил отца на должности настоятеля Кирилловской церкви. В 1872 г. Феодосию Григорьевну назначили просфорницей в той же церкви, последнее упоминание о ней датировано 1883 годом. Ее преемницей стала Пелагия Пешковская (с 4 июля 1884 г).

Уже во время, когда священниками в Кирилловке был о. Алексей, а с 1885 г. - его сын о. Митрофан, в соседнюю Тарасовку был переведен их дальний родственник о. Антоний Кошиц, сына отца Игнатия. Эта семья сначала была связана с окраинами Бердичева, потом с с.Ромашки Васильковского уезда и наконец в 1877 г. очутилась по соседству с Кирилловкой. В Ромашках родился, а в Тарасовке провел детские годы сын о. Антония  Александр Кошиц. Это он во главе Украинской республиканской капеллы начал в 1919 г. масштабное турне странами Европы и Америки с целью популяризации в мире нашей культуры.

В творческой наработке Александра Антоновича шевченковская тематика занимает главное место, которое было связано, с его искренним восхищением Тарасовкой и ее окраинами. В своих очень правдивых  «Воспоминаниях», которые принадлежат к лучшим произведениям этого жанра в украинской литературе, Кошиц эмоционально писал:

 «Это та земля, где звучат самые лучшие в мире песни, где слышно самый чистый наш язык, где сияет между всеми солнцами солнце, где землю укрыло самое голубое небо; земля - свидетель казацкой славы; земля, где ходили гайдамаки «со святыми ножами»; земля, по которой блуждал «босыми ногами» великий Тарас, которую воспевал он в своих гениальных песнях; земля с самыми лучшими людьми в мире. Одно слово, самый лучший уголок в мире, где стоит моя дорогая Тарасовка! Разве не правда? Пусть кто посмеет сказать иначе!» 

Додати коментар

Plain text

  • HTML tags не дозволені
  • Адреси веб-сторінок та поштових адрес перетворюються у посилання автоматично.
  • Рядки та абзаци переносяться автоматично.
CAPTCHA
Дайте відповідь на це запитання, щоб ми знали що ви людина, а не тупий робот ).
Фото Капча
Enter the characters shown in the image.