«Золотой» источник знаний | Дарниця.org

«Золотой» источник знаний

 

Существует народная поговорка: «Век живи – век учись». Учиться можно на своих ошибках, можно учиться на чужих ошибках, но школьники привыкли учиться по учебникам. Как известно, книга – источник знаний. Несколько последних лет перед наступлением 1-ого сентября у многих родителей школьников, в том числе и Дарницкого района, начинается «праздничная» лихорадка – где достать учебники? Родителей учеников Дарницкого района, как и других районов, обеспокоены этой проблемой.  «Школа юных журналистов» Дарницкого района и редакция газеты «ФЕМИДА-МКДТ» попробовали разобраться в этой проблеме.

  Официально по сегодняшний день учебник остается бесплатным, если не учитывать 20% стоимости, оплачиваемой родителями за пользование. На самом же деле, многие покупают учебники за свои кровные, и стоимость их, иногда доходит до ста гривен и больше. Сколько же стоит 200-300-страничная книжка на самом деле – таким вопросом задались мы и «Школа юных журналистов».

  Из чего складывается цена книги? С этим вопросом мы обратились к главному технологу типографии «От А до Я», которая находится в Дарнице, Бормошовой Лидии Николаевне.

  Конечно же, в стоимость книги бумага, то есть – качество бумаги, количество страниц и формат книги, есть цветные или чёрно-белые иллюстрации, какой будет переплёт, на какой печатной технике выполняется заказ – рассказывает Лидия Николаевна. Очень большое значение тираж издания – чем больше тираж, тем меньше стоимость книги. Вы показали учебник, в котором 300 страниц, мягкий глянцевый переплёт, выпущенный тиражом в три тысячи экземпляров. После наших подсчётов, он бы у нас стоил 15.21 гривны.

  Существует ещё один нюанс, влияющий на стоимость учебников. Минобразования, из-за нехватки бюджетных денег, заказывает меньше учебников, чем надо школьникам. Массовый тираж базового учебника составляет 300-500 тыс. экземпляров, а министерство заказывает 100-200 тыс., считая более рациональным издать пусть и недостаточно, но как можно больше по ассортименту. Результатом этого является необеспеченность школ литературой для учебного процесса, когда на 2-3 учеников приходится один учебник, а нередко и гораздо хуже: на класс – 2-3 учебника. Книги, поступившие в свободную продажу на рынки или магазины – это не массовый тираж, а допечатанный по официальному разрешению Минобразования. В основном он составляет 10-15, максимум 20 тыс. экземпляров, которые издательство печатает на собственные средства и реализовывает самостоятельно. Министерство объясняет этот жест тем, что разрешение на продажу учебников позволит как-то выживать издательствам, которым оно не может вовремя заплатить.

  Авторы учебников тоже жалуются, что полученного гонорара, после уплаты налогов, хватает только на то, что бы рассчитаться за услуги машинистки и на бумагу. Возможно, кто здесь и в выигрыше, так это торговля. Спрос на учебники постоянный и это даёт продавцам «накручивать» цены по своему усмотрению. В данной ситуации невозможно отслеживать всех посредников и надбавки между издателем и конечным покупателем, контроль конечной цены также невозможен. Единственным приемлемым способом сбивания цены могла бы быть конкуренция, но при условии, что министерство оставляет за собой прерогативу заказывать учебники.

  Наиболее плачевна ситуация с учебниками на периферии. Там нередко целые классы вообще не получают ничего. Книготорговцы рассказывают, что сельские школы просто собирают деньги (насколько это возможно при бедности наших сел), едут в город и организованно закупают учебную литературу, поскольку даже в районных центрах, где есть 2-3 школы, может не быть ни одного книжного магазина!

  Хорошая учебная книга создается годами. Сначала она издается экспериментальным тысячным тиражом. После «обкатки» в школах с поправками и дополнениями – пробным тиражом, приблизительно 10-тысячным, и уже после этого – массовым. Такая жесткая технология, как правило, не выдерживается и создается впечатление, что некоторые учебники пишут люди, которые только что научились писать. И хотя все рукописи должны «просеиваться» через «сито» научно-методических комиссий Минобразования, эту процедуру отдельным авторам и издательствам каким-то образом удается обойти.

  С каждым годом уменьшается госзаказ на учебники и всё больше учебников ученикам приходиться закупать самостоятельно. Существует Постановление Кабинета министров Украины № 1128 от 22 июля 1998 года «О постепенном переходе с 1 января 1999 года на свободную продажу учебников и учебных пособий для учеников общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений». А это значит, что государственное финансирование учебного книгоиздания неустанно сокращается и улучшение ситуации не предвидится. Школе нужны учебники, которых государство дать ей не может. Поэтому структуры власти выходом из сложившейся ситуации считают переход к платному учебнику, который отождествляется со свободным рынком учебников.

  Можно было бы, как в некоторых странах мира, освободить или, хотя бы, уменьшить налоговый пресс на издателей учебной литературы. Но кто же на это пойдёт в нашем государстве, где налоги скоро будут брать, возможно, и с пенсионеров?! 

  Директор Департамента дошкольного и общего среднего образования МОН Украины Олег Ересько заверил, что к 1 сентября нового учебного года все одиннадцатиклассники украинских школ получат учебники в полном объеме. Финансирование на этот год, а это 120 млн. гривен, поступило своевременно, и работа над рукописями и макетами тоже была проведена своевременно.

 

                                                                                                                                                                                                                                  Сергей Котов

Додати коментар

Plain text

  • HTML tags не дозволені
  • Адреси веб-сторінок та поштових адрес перетворюються у посилання автоматично.
  • Рядки та абзаци переносяться автоматично.
CAPTCHA
Дайте відповідь на це запитання, щоб ми знали що ви людина, а не тупий робот ).
Фото Капча
Enter the characters shown in the image.